Практически каждый ребенок сталкивается с периодами, когда его интерес к занятиям в кружке или секции, студии начинает угасать. Кризис в обучении — это естественный этап, через который проходят многие дети, будь то кружок рисования, спортивные тренировки или танцевальные классы. Родители часто задаются вопросом: почему ребенок не хочет заниматься и что можно сделать, чтобы помочь ему вернуть интерес. В этой статье рассмотрим, как понять, что ребенок столкнулся с трудностями, и что можно сделать, чтобы поддержать его в этот период.
Признаки усталости и кризиса у ребенкаЕсли ваш ребенок не хочет ходить на кружки, занятия или тренировки, важно вовремя заметить это и понять причины. Существуют несколько характерных признаков, по которым можно определить, что ребенок нуждается в поддержке:
- Жалобы на усталость. Если ребенок жалуется, что устает или проявляет вялость, возможно, это знак того, что нагрузка слишком высока или интерес к занятиям угасает.
- Отсутствие мотивации. Родители могут заметить, что у ребенка нет мотивации к обучению или к занятиям в секции, кружке, студии.
- Нежелание идти на занятия. Если ребенок часто говорит, что не хочет заниматься балетом или другим видом деятельности, это может быть сигналом о наступлении кризиса.
- Жалобы на сложность. Некоторые дети говорят, что сложность балета или спорта для них слишком велика, что приводит к потере уверенности.
Причины кризиса в обученииРазные причины могут вызвать у ребенка кризис в обучении и угасание интереса к кружкам и секциям. Вот основные из них:
- Физическая или психологическая усталость. Дети, особенно младшего возраста, не всегда умеют справляться с физической и эмоциональной нагрузкой. Если ребенок жалуется, что устает, вероятно, ему сложно справляться с интенсивностью занятий или он сильно перегружен в течение дня, что у него уже нет сил на физические занятия вечером.
- Потеря мотивации. Если нет мотивации у ребенка, то это может быть следствием однообразия или отсутствия видимого результата от занятий.
- Перегруженность и высокая конкуренция. Иногда кризис в обучении у ребенка вызван желанием соответствовать высоким ожиданиям учителей, родителей или конкуренции среди сверстников. Возможно у ребёнка наблюдается синдром «отличника» и ему важно везде быть первым и он выкладывается на занятиях сильнее остальных, а следовательно затрачивает больше энергии и эмоционально перегружается.
- Отсутствие поддержки или похвалы. Когда родители или педагоги не хвалят и не поддерживают ребенка, он может чувствовать, что его успехи остаются незамеченными, и у него снижается интерес к занятиям.
Как помочь ребенку справиться с кризисомПоддержка родителей и педагогов в такие моменты особенно важна. Вот несколько рекомендаций, как помочь ребенку преодолеть кризис в обучении:
- Выясните истинную причину нежелания. Если ребенок жалуется на усталость или не хочет заниматься спортом, балетом, выясните, связана ли его усталость с высокой физической нагрузкой или с эмоциональным выгоранием. Разговор по душам поможет лучше понять, как понять, что ребенок устал и в чем он действительно нуждается. Спросите причину, или проанализируйте его расписание. Возможно у него не хватает времени на любимые увлечения или занятий в день столько, что у него уже просто нет сил и времени на отдых. Тогда следует изменить расписание, возможно отказаться от менее значимых кружков, занятий и найти больше времени на отдых и занятия любимыми делами.
- Не оказывайте давления. Постоянные уговоры могут привести к обратному результату. Можно найти способы мотивировать ребёнка на посещение занятий. Например, поощрять или ставить цель и при достижении ее назначить ощутимую награду. Ни в коем случае не прекращайте занятия, так как если ребенок на время выпадет из привычного расписания и тело начнет возвращаться в исходное состояние, то при возвращении к занятиям ребенок снова будет испытывать боль от растяжки, нарабатывать выносливость. И это может привезти к еще большему кризису. Найдите какие-то дела между занятиям, что позволит ему отдохнуть, эмоционально разгрузиться. Создайте ритуал перед походом на занятие или после занятий, чтобы ребенок отработав на занятии смог порадоваться результату.
- Найдите подходящие мотивационные примеры. Если у ребенка нет мотивации к обучению, иногда помогает привести примеры известных личностей, достигших успеха в выбранной области. Убедитесь, что ребенок видит в этом положительный опыт, а не дополнительное давление. Можно сходить на балет и возможно красота движений, костюмов и декораций возобновить интерес к занятиям. Можно посмотреть фильмы, спектакли и т.д.
- Установите баланс между учебой и отдыхом. Убедитесь, что у ребенка есть время для отдыха, игр и сна. Перегруженность может привести к тому, что ребенок не хочет ничем заниматься или теряет интерес к кружкам, занятиям.
- Проанализируйте питание. Возможно, что не хватает необходимых микроэлементов, витаминов в еде, что способствует накоплению усталости и не дает необходимой энергии на весь день. Важно выработать свой рацион питания.
- Поддержка и похвала. Подбадривайте ребенка за малейшие достижения и не концентрируйтесь на неудачах. Ребенок не хочет заниматься балетом или другим хобби? Напомните ему о его успехах и подчеркните, что для обучения необходимы терпение и поддержка, обратите внимание на успехи и то, что ему дает это обучение. Напомните про выступления и полученные эмоции от результата.
Что делать, если ребенок не хочет возвращаться к занятиямВ некоторых случаях дети после кризиса решают, что больше не хотят заниматься. Например, ребенок может сказать, что не хочет ходить на кружок или занятие. В такой ситуации важно:
- Поговорить с педагогом. Педагоги могут помочь восстановить интерес ребенка. В силу своего опыта, они могут подсказать причину и предложить способы выхода из сложившейся ситуации. Тесное взаимодействие родителя и педагога часто помогает сохранить режим занятий и найти способы поддержать ребёнка в период кризиса.
- Поговорите с педагогом, возможно стоит добавить постановочную часть (поставить номер), чтобы у ребёнка появилась мотивация. Чтобы перспектива выступления, пошив красивого костюма и выход на сцену дал новый смысл в занятиях.
- Можно предложить ему рассмотреть другие направления танцев, основанные на классике: народные или современные направления.
- Делайте разгрузочные дни, когда ребенок может заниматься только своими любимыми делами и отдыхать.
Кризис в обучении — естественная часть развития ребенка. Важно не паниковать и не пытаться насильно вернуть его к занятиям. Но важно и не бросать при первых трудностях, так как часто это временно и проходит если дать ребёнку немного отдохнуть и позволить заниматься в удовольствие. Важно вовремя заметить трудности и понять почему ребенок не хочет заниматься, поддержать его, помочь справиться с усталостью и восстановить интерес. Поддержка семьи, регулярное взаимодействие с педагогами и внимательный, заинтересованный подход помогут преодолеть любые трудности и сделать процесс обучения радостным и комфортным.